Сбербанк предлагает коробочное решение по кредитованию проектов в водоснабжении и водоотведении

В первом номере журнала «НДТ» за 2019 год опубликована статья руководителя издания Е.А. Соболевской, в которой анализируются перспективы предложенных Сбербанком «коробочных» решений. На основе дискуссий Общероссийского форума «Частные операторы коммунальной инфраструктуры» и Саммита лидеров рынка инфраструктурных проектов (InfraSummit), состоявшихся в Москве в декабре 2018 г., автор предпринял попытку разбираться, станет ли «коробка» инструментом масштабного, остро необходимого обновления коммунальной инфраструктуры.

Предлагаем вниманию читателей сокращенный вариант публикации.

Что предложил Сбербанк

В 2017 г. Сбербанк заявил о выводе на рынок коробочных решений по кредитованию концессионных проектов. Стандартное коробочное решение ‒ набор документации для подготовки, сопровождения и финансирования концессионных проектов в различных отраслях, предоставляемый инвесторам для заполнения и дальнейшей подачи частных концессионных инициатив. В его состав входит концессионное соглашение с приложениями, в том числе прямое соглашение, основные условия и шаблон финансовой модели.

В середине того же года появилась первая инфраструктурная «коробка», не удивительно, что в нашей северной стране она была направлена на важнейшую коммунальную отрасль ‒ теплоснабжение. Субъекты России и муниципалитеты, казалось бы, получили удобный инструмент привлечения инвестиций в концессионные проекты. Однако за 1,5 года до стадии принятия решения о финансировании дошло 21 концессионное соглашение, тогда как их количество ожидалось не менее сотни.

В декабре 2018 г. опубликована информация о том, что Сбербанк утвердил коробочные решения по кредитованию концессионных проектов в водоснабжении и водоотведении, а также в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.

Концессионные соглашения по реконструкции и эксплуатации объектов водоснабжения и водоотведения будут трeхсторонними ‒ между юридическим лицом, муниципальным образованием и субъектом РФ. Кредит в соответствии с условиями финансирования концессионных проектов будет предоставляться на срок до 15 лет. Доля средств частного инвестора должна составлять не менее 30 % от бюджета проекта, остальные 70 % ‒ кредитные средства банка. Реализация проекта проводится через специальную проектную компанию (SPV), залогом являются ее акции и права по концессионному соглашению, в таком случае дополнительного внешнего обеспечения не потребуется.

Как сработала гипотеза, положенная в основу «коробки»

По словам управляющего директора Управления инфраструктурного финансирования Виктора Афонина, представлявшего Сбербанк на обоих мероприятиях, гипотеза состояла в том, что отказ от нижней планки объемов кредитования и набор готовых документов существенно стимулируют концессионной процесс, упростят масштабирование.

Практика показала, что гипотеза оправдалась лишь отчасти. Так, преследуя цель снять проблему компетенций (как среди концедентов, так и инвесторов) банк предложил формат соглашения, порождающий объемный документ (более 100 страниц, по утверждению концессионера, поработавшего с типовым решением). Используемая банком финмодель направлена не столько на экономику проекта, сколько преследует цель провести оценку бизнеса. И самое главное ‒ недостаточно учтены требования и публичной стороны, и концессионера, которые существенно отличаются от региона к региону.

Инвесторы, работавшие по коробочным решениям, заявляли, что нет ни одного соглашения, где предложенный банком пакет был подписан в неизменном виде. Масса нюансов, связанных с регионом и муниципалитетом, предысторией и спецификой проекта, земельными отношениями, финансовой моделью и пр. требуют согласования с банком, что вызывает немалые сложности.

Выступавшие практики подчеркнули, что на сегодня «коробка» является, скорее, не типовым решением, а «входом» в банк, перечнем основных требований кредитной организации к концессионному соглашению.

Системная проблема

Ключевым фактором, тормозящим широкое распространение предложенного инструмента, является подход Сбербанка к распределению рисков по обязательствам участников процесса. Банк все риски переложил на субъекты РФ, являющиеся стороной концессионного соглашения. У них возникают расходные обязательства в случае дефолта проекта (расторжение концессионного соглашения), а также при нарушении обязательств по утверждению размера тарифов, предусмотренного соглашением.

В коробочном решении не учтены реалии бюджетного законодательства – утверждают участники дискуссий. Согласно предложенной банком модели субъекты РФ, подписывая соглашения, увеличивают размер условных расходных обязательств, что противоречит позиции Минфина России, направленной на сокращение долга. Субъекты опасаются, что эти обязательства увеличат их общий долг. А ведь это ­ существенный фактор для подавляющего большинства регионов.

Что нужно, чтобы «коробка» заработала?

Итак, теперь в арсенале Сбербанка пять коробочных отраслевых решений: в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, а также образования и гериатрии (раздел геронтологии, занимающийся изучением, профилактикой и лечением болезней старческого возраста). За 2018 год уже приняты решения о финансировании 30 сделок на сумму более 12 млрд рублей. В планах на 2019 год ‒ не менее 50 сделок в сфере ГЧП, в том числе не менее 10 млрд рублей ‒ в проектах водоснабжения и водоотведения.

Сбербанк уже публично заявляет, что для максимального учета потребностей субъектов, муниципалитетов и инвесторов возможно использование отличной от рекомендуемой формы концессионной документации, главное, чтобы она соответствовала требованиям законодательства и банка.

На обсуждении в рамках прошедших мероприятий В. Афонин сообщил о существенном упрощении типовой формы и финмодели для проектов в водоснабжении и водоотведении, а также о возможности использования финансовой модели, отличной от предложенной банком. Также представитель Сбербанка проинформировал о том, что с этого года решение о финансировании подобных проектов будет передано в региональные отделения банка.

В процессе дискуссии практиками была высказана идея, что объем соглашения должен определяться сложностью проекта и его рисками. Нужны коробочные решения нескольких уровней, по сложности и детализации.

По мнению специалистов, для решения вопросов с бюджетным процессом требуется разработка методики оценки рисков условных обязательств публичной стороны, и изменение позиции финансового ведомства применительно к данной теме. На региональном уровне выполнение предусмотренных «коробкой» обязательств ведет к необходимости принятия решений по передаче имущества на региональный уровень или принятию нормативно-правовых актов по межбюджетным трансфертам.

Как видим, предстоит сделать немало шагов и принять решений на различных уровнях, чтобы инструмент, предложенный Сбербанком, помог получить банковское финансирование инфраструктурной концессии не только сильным игрокам в регионах-донорах, но и небольшим муниципальным проектам.

Интересует тематика? Будьте в курсе, станьте участником группы Voda News .


Поделиться
Класснуть
Отправить