В настоящее время федеральные органы исполнительной власти осуществляют согласование разработанного Минстроем России проекта Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу обеспечения бесперебойного тепло-, водоснабжения и водоотведения» (далее – законопроект).
По мнению Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения, законопроект предусматривает введение института передачи в публичное управление объектов систем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. Это лишает собственников и законных владельцев таких объектов гарантий защиты принадлежащих им прав собственности и владения, что противоречит конституционным принципам защиты права собственности и свободы экономической деятельности, а также общим принципам гражданского законодательства. Законопроект, по сути, создает антиконституционный механизм произвольного передела права собственности и прав владения на объекты теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, что значительно снизит инвестиционную привлекательность отрасли ЖКХ и приведет к оттоку частных инвестиций из этой сферы.
В силу части 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Законопроект нарушает все изложенные базовые принципы гражданского законодательства.
Законопроектом предусматривается следующее:
- Изъятие у собственников и законных владельцев во внесудебном порядке прав по распоряжению и (или) владению и пользованию объектами водоснабжения и водоотведения на срок до 12 месяцев.
- Решение об изъятии принимается властями субъекта РФ по представлению координационного органа единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
- Основаниями такого изъятия являются:
3.1 введение режима чрезвычайной ситуации, последствиями которой стало прекращение оказания услуг одному или нескольким абонентам;
3.2 предпосылки введения режима чрезвычайной ситуации, указанной в пункте 3.1;
3.3 введение режима чрезвычайной ситуации из-за прекращения оказания услуг одному или нескольким абонентам;
3.4 предпосылки введения режима чрезвычайной ситуации, указанной в пункте 3.3.
- Право по распоряжению и (или) владению и пользованию указанными объектами передается в обязательном порядке гарантирующей организации, в зоне деятельности которой вводится публичное управление.
- С даты назначения публичного управляющего прекращаются полномочия руководителя водоканала, а публичный управляющий получает бухгалтерскую и иную документацию водоканала, материальных и иных ценностей.
- Публичный управляющий должен разработать план, предусматривающий срок и мероприятия по устранению причин введения публичного управления. Мероприятия реализуются за счет средств водоканала.
- Публичное управление прекращается по решению суда или по истечении 12 месяцев.
- Все расходы публичного управляющего подлежат компенсации со стороны водоканала. В случае отсутствия денежных средств у последнего его имущество подлежит продаже с торгов, а договор аренды или концессионное соглашение подлежат расторжению. При недостаточности средств у водоканала расходы публичного управляющего компенсируются за счет бюджета субъекта РФ.
По мнению РАВВ, данный законопроект не соответствует действующему законодательству, а его принятие не будет способствовать развитию муниципального водоснабжения и водоотведения и росту частных инвестиций по следующим основаниям:
- Из самого законопроекта не понятна цель его принятия, поскольку в РФ существует отдельное законодательство, направленное на защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Данный законопроект не является развитием указанного законодательства, что противоречит ст. 2 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», согласно которой правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется данным Федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Законопроект противоречит принципам организации местного самоуправления в РФ. Согласно ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обязанности по организации водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования лежит на органах местного самоуправления.
- Основаниями для введения публичного управления могут являться, в том числе, предпосылки введения режима чрезвычайной ситуации, перечень которых утверждается Правительством РФ.
ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (ст. 1) регулирующий общие организационно-правовые нормы в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера не содержит такого понятия как «предпосылки введения режима чрезвычайной ситуации».
Утверждение перечня предпосылок Правительством РФ противоречит основам гражданского законодательства РФ, которые устанавливают введение ограничения права собственности только в исключительных случаях и только на основании федерального закона.
- Необоснованным и незаконным является возложение на публичного управляющего расходов на эксплуатацию чужих объектов, при том что все гарантирующие организации в РФ работают в рамках жесткого тарифного регулирования и не имеют свободных средств. Особенно это касается водоканалов в малых и средних городах, многие из которых находятся в тяжелом финансовом положении.
Отсутствие финансовых и технических ресурсов у публичного управляющего не решит проблемы, возникшие в результате чрезвычайной ситуации.
- Изъятие у собственников и законных владельцев во внесудебном порядке прав по распоряжению и (или) владению и пользованию объектами водоснабжения и водоотведения противоречит положениям гражданского законодательства.
- Положения законопроекта фактически предусматривают передачу объектов водоснабжения и водоотведения от одной эксплуатирующей организации другой, не регулируя такие важные вопросы как лицензирование деятельности по добычи подземных вод. Оформить ее публичный управляющий не сможет из-за отсутствия правоустанавливающих документов на скважину, а за безлицензионную добычу подземных вод предусмотрен штраф от 800 000 руб. за каждую скважину.
Еще более сложная ситуация в части оформления разрешительной документации на водоотведение. Оформить их ее публичный управляющий не сможет из-за отсутствия правоустанавливающих документов на сооружения водоотведения, а экологические штрафы исчисляются десятками миллионов рублей.
- Законопроект, вмешиваясь в отрасль, которая находится в четких законодательных рамках, никоим образом не освещает вопросы взаимоотношений между публичным управляющим и абонентами. Положения законопроекта не отвечают на вопросы, каким образом публичный управляющий должен взимать плату с абонентов за услуги водоснабжения и водоотведения; на основании каких договоров строятся отношения между ними, как происходит подключение к сетям и т.д.
Информация предоставлена Центром ГЧП РАВВ