Обзор судебной практики по применению законодательства о банкротстве в связи с распространением COVID-19

Захарова Елена Леонидовна, руководитель Центра экспертиз ООО «ГК Водоканал Эксперт», info@vodokanal.expert

Искендеров Роман Русланович, заместитель генерального директора ООО «ГК Водоканал Эксперт», info@vodokanal.expert

Верховный Суд Российской Федерации в целях обеспечения единообразного применения законодательства дал разъяснения по вопросам применения процессуального, гражданского, законодательства о банкротстве, уголовного и уголовно-процессуального законодательства, законодательства об административных правонарушениях, связанным с мерами по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

Верховным Судом Российской Федерации были рассмотрены спорные и значимые вопросы, в том числе для деятельности ресурсоснабжающих организаций.

VodaNews предлагает вниманию читателей обзор основных выводов Верховного Суда РФ, подготовленный специалистами ООО «ГК Водоканал Эксперт» Еленой Захаровой и Романом Искендеровым.

 

  1. Разъяснения применения процессуального законодательства

Меры по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) могут являться основанием для отложения судебного разбирательства, приостановления производства по делу, продления срока его рассмотрения. Суд рассматривает данный вопрос применительно к каждому конкретному делу (вопрос № 1 Обзора №1 от 21 апреля 2020 года).

Нерабочие дни в период с 30 марта по 30 апреля 2020 года включаются в процессуальные сроки и не являются основанием для переноса дня окончания процессуальных сроков на следующий за ними рабочий день (вопрос № 2 Обзора № 1 от 21 апреля 2020 года).

Если последний день срока, на который отложено судебное разбирательство, приходится на нерабочий день (в том числе объявленный таковым в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения), то днем окончания такого срока считается первый следующий за ним рабочий день (вопрос № 3 Обзора № 1 от 21 апреля 2020 года).

Ограничительные меры, введенные в субъектах Российской Федерации в целях противодействия распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), и (или) соблюдение гражданином режима самоизоляции являются основанием для восстановления процессуальных сроков (вопрос № 4 Обзора № 1 от 21 апреля 2020 года).

 

  1. Разъяснения применения гражданского законодательства

Установление нерабочих дней в период с 30 марта по 30 апреля 2020 года основанием для переноса срока исполнения обязательств и приостановления срока исковой давности не являются, за исключением случая установления обстоятельств непреодолимой силы (вопрос № 5 Обзора № 1 от 21 апреля 2020 года).

Принятые органами государственной власти и местного самоуправления меры, направленные на предотвращение распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), если они препятствовали предъявлению иска, носили чрезвычайный и непредотвратимый характер и существовали в последние шесть месяцев срока исковой давности, по заявлению стороны в деле могут быть признаны основанием для приостановления сроков исковой давности. Невозможность для граждан в условиях принимаемых ограничительных мер обратиться в суд с иском может рассматриваться в качестве уважительной причины пропуска срока исковой давности и основания для его восстановления (вопрос № 6 Обзора № 1 от 21 апреля 2020 года).

Принимаемые органами государственной власти и местного самоуправления меры по ограничению распространения новой коронавирусной инфекции могут быть признаны обстоятельствами непреодолимой силы, если будет установлено их соответствие критериям чрезвычайности и непредотвратимости обстоятельств и причинная связь между этими обстоятельствами и неисполнением обязательства. Отсутствие необходимых денежных средств вызвано установленными ограничительными мерами, в частности запретом определенной деятельности, установлением режима самоизоляции и т.п., может быть признано основанием для освобождения от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств (вопрос № 7 Обзора № 1 от 21 апреля 2020 года).

Признание эпидемиологической обстановки, ограничительных мер или режима самоизоляции могут являться основаниями для изменения или расторжения договора. Дополнительные права на отказ от договора либо изменение его условий могут быть предусмотрены как общими положениями об обязательствах, так и законодательством об отдельных типах и видах договоров (вопрос № 8 Обзора № 1 от 21 апреля 2020 года).

В период действия мер, направленных на противодействие распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) должники по кредитным договорам и договорам займа могут приостановить выплаты по договорам до 6 месяцев, а также могут быть освобождены от ответственности при невозможности использования системы онлайн-платежей (вопрос № 2 Обзора №2 от 30 апреля 2020 года).

Отсрочка уплаты арендной платы предоставляется с момента введения режима повышенной готовности в субъекте РФ на срок до 1 октября 2020г. независимо от заключения дополнительного соглашения к договору аренды о предоставлении отсрочки (вопрос № 3 Обзора № 2 от 30 апреля 2020 года).

Основанием для предоставления арендатору недвижимого имущества отсрочки уплаты арендной платы является заключение договора аренды до введения режима повышенной готовности в субъекте РФ и осуществление им деятельности в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (вопрос № 4 Обзора № 2 от 30 апреля 2020 года).

Размер арендной платы по договору аренды недвижимого имущества подлежит уменьшению с момента введения режима повышенной готовности в субъекте РФ (вопрос № 5 Обзора № 2 от 30 апреля 2020 года).

Положения о предоставлении отсрочки и уменьшения размера арендной платы по договорам аренды, заключенным до введения режима повышенной готовности, подлежат применению в том числе к договорам аренды части недвижимой вещи (вопрос №6 Обзора № 2 от 30 апреля 2020 года).

Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 424 «Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее — постановление № 424) установлен мораторий начисления (взыскания) неустоек в отношении собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах и жилых домов, так и в отношении лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домам, за период просрочки с 6 апреля 2020 года до 1 января 2021 года, независимо от расчетного периода (месяца) поставки коммунального ресурса (оказания коммунальных услуг), по оплате которой допущена просрочка, в том числе, если сумма основного долга образовалась до 6 апреля 2020 года. Подлежит взысканию неустойка, исчисленная за период до 6 апреля 2020 года. В части требований о взыскании неустойки до момента фактического исполнения обязательства суд отказывает на основании статьи 18 Федерального закона от 01.04.2020 № 98-ФЗ, пунктов 3-5 постановления № 424, как поданных преждевременно. Одновременно суд разъясняет заявителю право на обращение с таким требованием в отношении дней просрочки, которые наступят после завершения моратория (вопрос № 7 Обзора № 2 от 30 апреля 2020 года).

 

  1. Разъяснения применения законодательства о банкротстве

Включение должника в перечень лиц, на которых распространяется мораторий, является достаточным основанием для возврата арбитражным судом заявления кредитора о признании должника банкротом (вопрос № 9 Обзора № 1 от 21 апреля 2020 года).

Сроки, предусмотренные Законом о банкротстве, пропущенные в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, могут быть восстановлены судом с учетом обстоятельств каждого конкретного дела (вопрос № 10 Обзора № 1 от 21 апреля 2020 года).

После прекращения моратория кредиторам необходимо направлять новое уведомление о намерении обратиться в суд с заявлением о банкротстве, если на основании предыдущего уведомления кредитора дело о банкротстве не было возбуждено (вопрос №8 Обзора № 2 от 30 апреля 2020 года).

В период действия моратория по заявлению кредитора может возбуждаться дело о банкротстве ликвидируемого должника, на которого распространяется действие моратория, так как мораторий направлен на защиту должников, пострадавших в результате обстоятельств, послуживших основанием для его введения, предоставление им возможности выйти из сложного положения и вернуться к нормальной хозяйственной деятельности. В ситуации, когда уполномоченным органом должника — юридического лица принято решение о его ликвидации, не предполагается дальнейшее осуществление ликвидируемой организацией обычной деятельности, характерной для нормального гражданского оборота. Поскольку воля участников (учредителей) такого юридического лица направлена на прекращение существования организации, то в отношении данной организации невозможно осуществить мероприятия, нацеленные на ее сохранение. В связи с этим само по себе отнесение ликвидируемого должника к числу лиц, на которых распространяется действие моратория, не является препятствием для подачи кредитором заявления о признании должника банкротом. В случае принятия решения о ликвидации сохраняется и обязанность ликвидационной комиссии (ликвидатора) по обращению в суд с заявлением о признании ликвидируемого должника банкротом (вопрос № 9 Обзора № 2 от 30 апреля 2020 года).

Проценты за пользование чужими средствами и неустойка за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежного обязательства не начисляются в период действия моратория (вопрос № 10 Обзора № 2 от 30 апреля 2020 года).

Также на этот период приостанавливаются исполнительные производства по имущественным взысканиям по требованиям, возникшим до введения моратория. Введение в отношении должника моратория означает и невозможность получения взыскателем принудительного исполнения путем предъявления исполнительного документа непосредственно в банк (кредитную организацию) в порядке, установленном частью 1 статьи 8 Федерального закона «Об исполнительном производстве» (вопрос № 11 Обзора № 2 от 30 апреля 2020 года).

Таким образом, Верховным Судом Российской Федерации рассмотрены спорные и значимые вопросы, в том числе для деятельности ресурсоснабжающих организаций.

 

ООО «ГК Водоканал Эксперт» проводит регулярные вебинары по результату анализа судебной практики по различным направлениям деятельности организаций, оказывающих услуги холодного водоснабжения и водоотведения. Более подробная информация о проводимых вебинарах, аналитическая и иная информация размещены на сайте ООО «ГК Водоканал Эксперт» www.vodokanal.expert (электронная почта: info@vodokanal.expert, тел. +7 495 111 5298).


Поделиться
Класснуть
Отправить