Банкротство организаций ВКХ в условиях пандемии коронавирусной инфекции

VodaNews предлагает вниманию обзор судебной практики по делам о несостоятельности (банкротстве) организаций в сфере водоснабжения и водоотведения, подготовленный специалистами ООО «ГК Водоканал Эксперт»Еленой Захаровой Романом Искендеровым.

В условиях пандемии коронавирусной инфекции вопрос о несостоятельности (банкротстве) организаций в сфере водоснабжения и водоотведения приобретает особую роль. В настоящей статье будут проанализированы общие требования по делам о несостоятельности (банкротстве) организаций водопроводно-канализационного хозяйтсва, а также изменение законодательства и судебной практики в условиях пандемии коронавирусной инфекции.

Дела о несостоятельности (банкротстве) организаций ВКХ возбуждаются в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении и водоотведении).

Производство по делу о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику — юридическому лицу в совокупности составляют не менее чем 300 тысяч рублей и  соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены (часть 2 статьи 3 и часть 2 статьи 6 Закона о банкротстве).

Деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий (статья 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закона №147-ФЗ). При этом  Закон № 147-ФЗ не связывает отнесение организации к субъектам естественных монополий с включением ее в реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль. Факт невключения должника в реестр субъектов естественных монополий, который формируется на основании информации, полученной от различных органов и организаций, а также на основании заявлений самих организаций, осуществляющих указанную деятельность, сам по себе не свидетельствует об отсутствии у должника статуса субъекта естественных монополий. Следовательно, к субъектам естественных монополий могут быть отнесены и иные организации, осуществляющие свою деятельность в тех сферах, которые перечислены в статье 4 Закона №147-ФЗ, и соответствующие понятиям, определенным статьей 3 Закона №147-ФЗ (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27.07.2018 № Ф08-5814/2018 по делу № А25-811/2017).

Производство о несостоятельности (банкротстве) субъекта естественной монополии может быть возбуждено, если должник – субъект естественной монополии имеет неисполненные обязательства в течение шести месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены в сумме не менее чем 1 миллион рублей. Требования к должнику-субъекту естественной монополии должны быть не удовлетворены в полном объеме путем обращения взыскания на движимое имущество, имущественные права, недвижимое имущество, непосредственно не участвующее в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг, в том числе в процессе водоснабжения и водоотведения (статья 197 Закона о банкротстве).

Для определения наличия признаков банкротства должника учитываются размер денежных обязательств, в том числе размер задолженности за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуги, суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником, размер задолженности, возникшей вследствие неосновательного обогащения, и размер задолженности, возникшей вследствие причинения вреда имуществу кредиторов, за исключением обязательств перед гражданами, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, обязательств по выплате компенсации сверх возмещения вреда, обязательств по выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, а также обязательств перед учредителями (участниками) должника, вытекающих из такого участия; размер обязательных платежей без учета установленных законодательством Российской Федерации штрафов (пеней) и иных финансовых санкций.  При этом подлежащие применению за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства неустойки (штрафы, пени), проценты за просрочку платежа, убытки в виде упущенной выгоды, санкции за неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей и др., не учитываются при определении наличия признаков банкротства должника (часть 2 статьи 4 Закона о банкротстве).

Централизованные системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованные систем холодного водоснабжения являются объектами, изъятыми из оборота в связи со следующим.

Согласно части 1 статьи 9 Закона о водоснабжении и водоотведении отчуждение объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем холодного водоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частную собственность, а равно и передача указанных объектов и прав пользования ими в залог, внесение указанных объектов и прав пользования ими в уставный капитал субъектов хозяйственной деятельности не допускаются.

Закон о водоснабжении является специальным по отношению к Закону о банкротстве, поэтому поименованные в нем объекты водоснабжения и водоотведения не подлежат реализации в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве, и возвращаются в собственность соответствующего публично-правового образования не обремененными правом хозяйственного ведения. При этом возврат этих объектов свободными от прав третьих лиц не должен осуществляться без компенсации со стороны их собственника, обеспечивающей баланс публичных и частных интересов. Заинтересованные лица, в частности арбитражный управляющий, вправе обратиться в суд, рассматривающий дело о банкротстве должника, с требованием к собственнику имущества о компенсации уменьшения конкурсной массы в связи с прекращением права хозяйственного ведения с учетом того, что социальное предназначение данных объектов является таким обременением, которое снижает их рыночную стоимость (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2019), утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019).

Любые сделки, заключенные в отношении социально значимого имущества после 01.01.2012, должны соответствовать требованиям части 1 статьи 9 Закона о водоснабжении и водоотведении. Поскольку с 04.08.2013 в силу данной нормы запрещена приватизация объектов централизованных систем горячего и холодного водоснабжения, нецентрализованных систем холодного водоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, данные объекты не подлежат включению в конкурсную массу и реализации в порядке пункта 4 статьи 132 Закона о банкротстве (Определение Верховного Суда РФ от 14.11.2019 № 306-ЭС19-13250(2,3), Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 09.09.2019 № Ф06-50651/2019 по делу № А72-14648/2017).

При этом производство о несостоятельности (банкротстве) субъекта естественной монополии подлежит приостановлению, если должником — субъектом естественной монополии до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом подано исковое заявление в суд о признании недействительными актов органов государственной власти об утверждении цен (тарифов) на товары (работы, услуги), производимые и (или) реализуемые в условиях естественной монополии. Если судом признается  недействительными соответствующие акты государственной власти в части утверждения цен (тарифов) на товары (работы, услуги), производимые и (или) реализуемые в условиях естественной монополии, арбитражный суд может принять решение об отказе в признании должника — субъекта естественной монополии банкротом (статья 199 Закона о банкротстве).

В условиях действия режима повышенной готовности в связи с распространением коронавирусной инфекции с 06 апреля 2020 года веден мораторий на 6 месяцев на возбуждение дел о банкротстве в отношении некоторых организаций ВКХ, в том числе АО «Мосводоканал», ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», Группа компаний «Росводоканал», ОАО «Завод им. В.А. Дегтярева» и других, включенных в перечень  системообразующих организаций российской экономики, утв. протоколом заседания Правительственной комиссии по повышению устойчивости развития Российской экономики от 20.03.2020 г. № 3, Письмом Минэкономразвития России от 23.03.2020 № 8952-РМ/Д18 (Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 428 «О введении моратория на возбуждение дел банкротстве по заявлению кредиторов отношении отдельных должников»).

В отношении лиц, на которых распространяется мораторий на возбуждение дел о банкротстве, основанием для возврата заявления кредитора о признании должника банкротом достаточным основанием будет включение должника в перечень лиц, на которых распространяется мораторий. Обстоятельства возникновения задолженности должника перед кредиторами (в том числе причины, по которым она возникла, связь с основанием для введения моратория), а также период ее возникновения правового значения не имеют (вопрос 9 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21 апреля 2020 года).

При этом исполнительные листы в отношении должников, на которых распространяется мораторий, будут выдаваться судами на основании судебных актов по имущественным взысканиям в отношении таких лиц. В ходе исполнительного производства по данным  исполнительным листам допустим о совершение действий по ограничению распоряжением имуществом должника, предусмотренных законодательством об исполнительном производстве. Восстановление сроков на предъявление кредиторами требований по делу о банкротстве и (или) признание соблюденными сроков на совершение иных действий  по делу о банкротстве в связи с распространением на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции, и принятие Президентом Российской Федерации ряда мер, в числе которых объявление нерабочих дней и ограничение работы организаций (Указы Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 г. № 206 и от 2 апреля 2020 г. № 239),  производится с учетом фактических обстоятельства  каждого конкретного дела (вопросы 10 и 11 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21 апреля 2020 года).

Таким образом, на сегодняшний день с учетом изложенной позиции Президиума Верховного Суда Российской Федерации спор об оборотоспособности объектов водоснабжения и водоотведения решен. Исключение централизованных систем водоснабжения и водоотведения и нецентрализованных систем водоснабжения из конкурсной массы является гарантией обеспечения потребителей услугами водоснабжения и водоотведения и основанием для уменьшения количества заявлений о возбуждении дел о несостоятельности (банкротстве) в отношении организаций водопроводно-канализационного хозяйства.

 

ООО «ГК Водоканал Эксперт» проводит регулярные вебирары по результату анализа судебной практики по различным направлениям деятельности организаций, оказывающих услуги холодного водоснабжения и водоотведения. Более подробная информация о проводимых вебинарах, аналитическая и иная информация размещены на сайте ООО «ГК Водоканал Эксперт» www.vodokanal.expert (электронная почта: info@vodokanal.expert, тел. +7 495 111 5298).


Поделиться
Класснуть
Отправить